Комсомольская правда 21.09.2010 Почему московское метро и пригородные электрички превратились в базары? Никита МИРОНОВ - Уважаемые пассажиры! Москвичи и гости города! Хочу предложить вам уникальное издание: атлас Москвы с указанием каждого дома… Стоило поезду выскочить на поверхность после «Коломенской», как мужик средних лет звонким, полным энтузиазма голосом начал рассказывать, что атлас стоит всего 100 рублей, а в магазине – 180 и что я могу дико сэкономить. Читать книжку уже невозможно. Включаю плеер, но голос коробейника громче. - Атлас удобно помещается в кармане… Мужик умолкает, только когда мы въезжаем в тоннель перед «Автозаводской», где из-за грохота ничего не слышно. Наконец-то! Я снова открываю книжку. Торговля в метро процветает везде, где поезда хоть ненадолго выходят наверх. На Филевской, Арбатско-Покровской, Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линиях. Коробейники впаривают пассажирам тонны ненужных вещей: отвертки на все случаи жизни, чистящие карандаши, клей, способный зафиксировать «Камаз» на асфальте, гороскопы… В общем, все те вещи, про которые вечером принято себя спрашивать: «И зачем я это купил?» Такая же ерунда происходит и в электричках. Корреспондент «КП» попытался разобраться: кто, на чем и сколько зарабатывает в «супермаркете на колесах»? И почему милиции никак не удается прогнать торговцев? ПРИБЫЛЬ – 100 ПРОЦЕНТОВ - Самое главное, чтобы товар был легким и дешевым. Легкий, чтобы с сумкой не надорваться. А дешевый быстрее покупают, – рассказывает Валерий, торгующий в подземке уже пять лет. – Вот, например, набор из четырех гелевых ручек. Я покупаю его на складе за 10 рублей, а продаю по 20. Ну разве тебе жалко 20 рублей за четыре авторучки? - Не жалко… Но твой навар 10 рублей всего! - Не 10 рублей, а 100 процентов. И в нашем деле главное не наценка, а большой оборот. Валера рассказывает: главное – чтобы в вагоне купил хотя бы один человек. Желательно сидящий неподалеку от продавца. Тогда и остальные потянутся. - Стадный инстинкт, – улыбается парень. Коробейник признается: чаще всего покупают приезжие. - Москвичи – те вообще как столбы: ни на что не реагируют. Уткнутся в книгу или дремлют. А приезжим все интересно. Иногда Валера закупает товар в «Ашане», «Оби» или «Метро». Набор из трех скатертей, например, покупает за 150 рублей, а продает за 250 – 300. - А что ты хочешь – с доставкой же! – объясняет парень. Очень популярны у торговцев магазины «Все по … рублей». Оттуда в метро перекочевывают строительные перчатки, фумигаторы, наборы пластинок от комаров. - В день можно заработать и 300, и 1000 рублей, как пойдет, – рассказывает Валерий. – Главное, на милицию не нарваться. А нарываются коробейники нередко. В прошлом году, например, в подземке оштрафовали 1123 торговца. Ведь «Правила пользования метрополитеном» торговать в подземке запрещают. По статье 11.13 КоАП Москвы коробейников наказывают на сумму от 1 до 2,5 тысячи рублей. В приватной беседе милиционеры сетуют: штрафовать торговцев все труднее. - Они ж почти все иногородние, и в Москве специально не регистрируются, – рассказывает один из офицеров управления милиции на метрополитене. – Судья выпишет штраф, а попробуй его взыщи! ТОРГОВАЯ «МАФИЯ» Подмосковные электрички и вовсе базар на колесах! Если в метро торгуют лишь на отдельных перегонах, то в электропоездах – повсеместно. - Предлагаю вашему вниманию уникальный пятновыводитель! – кричит почти мне в ухо бойкий парень в электричке на Волоколамск. – Всего 100 рублей. Вскоре мы с ним сошли вместе, разговорились. Оказывается, дальше не его территория. Торговать запрещено, там «работают» другие люди. - Все подмосковные электрички давно поделены, – рассказывает Андрей. - Мафией? - Да нет, самими торговцами, – объясняет парень. – Просто так работать удобнее. Ведь на каждом отрезке, оказывается, один и тот же набор товаров. Одни торгуют бытовой химией и хозяйственной мелочевкой: щетками для обуви и мытья посуды, зонтиками, салфетками. Другие – едой: мороженое, семечки, газировка, пиво. Третья группа – торговцы газетами, журналами и сканвордами. Получается, что на отдельно взятом отрезке (например, от Москвы до Люберец) прямых конкурентов в одной электричке нет. - А если они появляются, – рассказывает Андрей, – их ссаживают сами торговцы. Могут и морду набить, и товар на рельсы высыпать. Потому что торговать надо по правилам, – убежден парень. ДЕШЕВО И СЕРДИТО Правда ли, что товар в электричках дешевле, чем в магазине? И да, и нет. Смотря с каким магазином сравнивать. Многие коробейники, как и их собратья из метро, сами закупают товар в сетевых дисконтах. А кто-то (чтобы зря времени не терять) прямо… на вокзалах. Иду в Ярославские торговые ряды – рынок, тянущийся вдоль железнодорожных путей Ярославского направления. Ох… Даже не подозревал, что в Москве остались такие вертепы. Буквально на каждом шагу – цыганки и кавказцы, торгующие подержанными мобильниками. Грязный, заплеванный, в лужах асфальт и запах давно немытых тел. В киосках торгуют той самой хозяйственной мелочью, что расходится потом по электричкам. Цены – копеечные. Десять пар строительных перчаток – 80 рублей (в электричках они уходят за 120 – 150). Игральные карты – 15 – 20 рублей (в электричках – 30 – 50). Фумигатор – 18 рублей (30 – 35). Чай, кофе тоже очень дешевые. По рядам деловито с клетчатыми сумками шагают коробейники. С одним из них – он представился Саней – мы разговорились. - Работа на самом деле собачья, – рассказал Саша. – Я раньше пивом торговал, а потом сорвал спину. Потаскай-ка сумку! Несколько раз товар пьяные фанаты отбирали. Когда они едут, кстати, любая торговля обычно прекращается. Можно и от обычных пассажиров получить. Особенно вечером, в час пик. Все злые едут, уставшие. В такое время тоже стараюсь не торговать. По словам коробейника, больше всего от работы устают ноги, спина и голосовые связки. - К вечеру обычно сипишь и идешь согнувшись. ПОЙМАТЬ «ТЕМУ» Но плюсов, по словам Сани, в его работе тоже хватает. Свободный график: хочешь – работаешь, хочешь – отдыхаешь. Начальства над тобой нет. Если поймаешь «тему» (найдешь удачный товар), можно заработать и 50 тысяч в месяц. Среди коробейников, например, гуляет история, как «поднялись» два торговца, продававших на Курском направлении книгу «Москва – Петушки». Расходилась влет! Но чаще товар сезонный: летом – фумигаторы, сетки и липкая лента от мух, осенью – зонтики и дождевики. - Скучно ими торговать? - Скучно. Но вечером выручку подсчитаешь и наутро опять идешь. Выгодно! - Так ведь нестабильно. В офисе можно больше заработать. - Ну и что? Зато здесь я сам себе хозяин! Все верно, но бизнес-то у торговцев незаконный. Налогов не платят. Качества товара не гарантируют. И почему я, пассажир, вынужден слушать их рекламные ролики?
ПОПРОБУЙ ОШТРАФУЙ - Бороться с торговцами очень непросто, – рассказала «Комсомолке» руководитель пресс-службы Московского УВД на железнодорожном транспорте Татьяна Агапова. – Ездят они без паспортов. А нет паспорта – как протокол оформить? К тому же милиция не имеет права конфисковать товар. А еще наряд, сопровождающий электричку, не может покинуть ее до прибытия на конечную станцию. Поэтому торговцев не доставляют в отделение, а лишь ссаживают вместе с товаром. И они тут же садятся в другую электричку и продолжают незаконно торговать. Стихийная торговля – бич всех электричек, кроме скоростных и «Спутников». Там продают лишь газеты, журналы и книги. Но не коробейники, а сотрудники компании «Желдорпресс». Они имеют разрешение от РЖД и платят налоги. Почему же в «Спутники» коробейники не могут проникнуть? Да потому что там контролеры на входе и милиции в электричках побольше. Вот и порядок. Лишь изредка просочится какой-нибудь торговец мороженым… Как же отвадить коробейников от электричек? Милиция считает, что нужно «ввести их в правовое поле». Продавать лицензии на торговлю в электричках, заставлять платить налоги и, главное, резко ограничить перечень продаваемых товаров. Тогда число коробейников автоматически снизится в разы. ТОЛЬКО ЦИФРЫ За январь – август прошлого года за торговлю в электричках в Москве и области оштрафовали 8788 коробейников. А за январь – август нынешнего – уже 10 022. Размер штрафа – до 2500 рублей. КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики Высшей школы экономики: «Это же развлекуха!» - Коробейники в электричках – это сетевой маркетинг пещерного уровня. Но он неубиваем. Во-первых, потому что в электричках – особенно если ехать далеко – довольно скучно. И пассажиры воспринимают торговцев как какую-то развлекуху. Во-вторых, коробейники нередко торгуют нужным товаром. Не успел, например, пассажир купить сканворд в дорогу. Или зонтик забыл. А тут дешевый предлагается. В-третьих, коробейники активно продвигают инновационные технологии. Пятновыводитель, спасающий от всех загрязнений, фонарик с батарейками на тысячу лет. Это же интересно! Даже если фонарик реально не нужен, его все равно многие купят за «чудодейственные» свойства. Дмитрий КЛЕВЦОВ, психолог: «Нас разводят дешевизной» - Большинство вещей, которые предлагают коробейники, не очень-то и нужны. Но их все равно покупают. Почему? Коробейники – прекрасные психологи. Они всегда упирают на то, что их товар дешевле, чем в магазинах. И в пассажирах тут же пробуждается жажда халявы. Второй важный момент – товар приносят тебе в руки. Сейчас, возможно, он и не нужен, но может понадобиться потом. Однако главное все-таки в психологии «постсоветского» человека. Он еще помнит тотальный дефицит и ситуацию, когда есть деньги, а потратить их не на что. Поэтому все хватают впрок, как сейчас гречку. Вдруг потом не будет? Вдруг такой пятновыводитель исчезнет из продажи? Надо поскорее брать! Чаще всего, кстати, в электричках покупают пенсионеры.