Через несколько недель, 22 сентября, согласно первоначальным планам Минтранса в силу должны были вступить новые Правила технической эксплуатации железных дорог. Однако, как и предполагали многие эксперты, начало действия новых ПТЭ приказом главы ведомства Игоря Левитина перенесено на 1 июля 2012 года.
Как сообщил заместитель директора департамента государственной политики в сфере железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов, предложение о переносе срока поступило от ОАО «РЖД», было рассмотрено и поддержано рабочей группой. Официально новые ПТЭ были опубликованы 21 марта текущего года в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В мае по распоряжению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина в компании начали изучать новые правила.
Однако многие эксперты, в том числе и выступавшие в нашей газете, говорили о том, что сроки вступления в силу ПТЭ мало реальны. Недостаточно времени отведено для того, чтобы привести в соответствие с новыми правилами другие отраслевые документы, в частности Инструкцию по сигнализации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе, Правила эксплуатации переездов, а также три документа, определяющих порядок повышения квалификации, технического обучения и аттестации работников транспорта на знание ПТЭ.
Изменять эти документы необходимо, потому что действующие редакции не согласуются с новыми ПТЭ. Например, новые правила распространяются на железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, а действующие инструкции – только на железнодорожный транспорт общего пользования. А Инструкция по движению пронизана цитатами из ПТЭ со ссылками на конкретные пункты, которые в новых правилах отсутствуют. Как отметил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, компания изначально была нацелена на то, чтобы ПТЭ вступили в силу в сентябре. Было сделано всё для качественной и профессиональной подготовки как самих правил, так и документов, которые разрабатываются в их развитие. Работа была профинансирована в полном объёме, а специалисты приступили к ней согласно утверждённому графику. Тем не менее среди специалистов возникли сомнения в том, что полный пакет документов (а их более 150), будет подготовлен в указанные сроки.
Перенос даты вступления в силу правил, считает старший вице-президент ОАО «РЖД», крайняя и вынужденная мера. В дальнейшем мы, несомненно, будем вносить предложения о сокращении обозначенного в новом приказе Минтранса срока ввода в действие ПТЭ, сказал Валентин Гапанович.