.
ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕМУ ДЕЖУРНОМУ И ДЕЖУРНОМУ СТРЕЛОЧНОГО ПОСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ (УТВ. МПС РФ 13.07.2001 N ЦД-867)
По состоянию на 18 октября 2006 года
Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
С.А.ГРИШИН
13 июля 2001 г. N ЦД-867
ИНСТРУКЦИЯ
СТАРШЕМУ ДЕЖУРНОМУ И ДЕЖУРНОМУ СТРЕЛОЧНОГО ПОСТА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает обязанности старшего
дежурного и дежурного стрелочного поста по эксплуатации и контролю
технического состояния нецентрализованных стрелочных переводов.
1.2. Знание требований настоящей Инструкции обязательно для
старших дежурных и дежурных стрелочных постов железнодорожных
станций (далее - станции).
1.3. Старший дежурный и дежурный стрелочного поста
осуществляют:
перевод и запирание нецентрализованных стрелок, в том числе
оборудованных контрольными замками, при приеме, отправлении и
пропуске поездов и производстве маневровой работы. Пользование
устройствами сигнализации, централизации и блокировки (далее -
СЦБ) и связи, имеющимися на стрелочном посту;
контроль за техническим состоянием стрелочных переводов с
ручным управлением, их очистка, смазывание и закрепление болтов;
запирание централизованных стрелок в случае неисправности
устройств СЦБ;
закрепление вагонов и составов на станционных путях от ухода;
выполнение других обязанностей согласно техническо-
распорядительному акту станции (далее - ТРА) в соответствии с
местными условиями.
1.4. Для контроля за работой дежурного стрелочного поста на
станциях с большим путевым развитием при необходимости назначается
старший дежурный стрелочного поста. В соответствии с ТРА старший
дежурный стрелочного поста может назначаться непосредственно для
обслуживания поста или одновременно для обслуживания поста и
контроля за работой других дежурных стрелочных постов,
расположенных в стрелочном районе.
1.5. Старший дежурный или дежурный стрелочного поста при приеме
на работу и периодически проходят испытания в знании нормативных
актов МПС России в порядке, установленном Приказом МПС России "О
порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных
дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и
Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта
Российской Федерации".
1.6. Старший дежурный и дежурный стрелочного поста, выдержавшие
испытания допускаются к самостоятельной работе после того, как они
отработают под руководством опытного старшего дежурного
стрелочного поста или дежурного стрелочного поста не менее шести
дежурств. К самостоятельной работе старший дежурный стрелочного
поста и дежурный стрелочного поста допускаются после издания об
этом Приказа начальника станции.
1.7. При перемещении с одного поста на другой старший дежурный
и дежурный стрелочного поста должны быть проинструктированы
начальником станции (его заместителем, главным инженером) об
особенностях работы на данном посту.
1.8. В помещении стрелочного поста должны быть вывешены:
выписки из ТРА;
опись инвентаря;
плакаты по технике безопасности;
график дежурств старшего дежурного или дежурного стрелочного
поста;
схема служебных маршрутов прохода старшего дежурного или
дежурного стрелочного поста по станции к рабочим местам и обратно;
перечень условных звуковых сигналов, применяемых при маневровой
работе (на постах, в районе которых производятся маневры).
Кроме того, в помещениях стрелочных постов, расположенных на
приемо-отправочных путях, должны быть выписка из расписания
движения поездов и ведомость занятия приемо-отправочных путей
поездами (на тех станциях, где составление этой ведомости
предусмотрено). На стрелочных постах, где имеются аппараты
устройств СЦБ, вывешивается опись приборов, подлежащих
пломбированию, с указанием количества пломб на каждом приборе и
аппарате.
1.9. Во время дежурства старший дежурный и дежурный стрелочного
поста должны иметь сигнальные принадлежности:
желтый и красный флаги;
ручной сигнальный фонарь с прозрачно-белым, желтым и красным
огнями;
сигнальный духовой рожок.
По распоряжению начальника станции старшим дежурным и дежурным
стрелочных постов может выдаваться носимая радиостанция.
1.10. Старший дежурный стрелочного поста подчиняется
непосредственно дежурному по станции и только от него получает
распоряжения о приготовлении маршрутов для приема, отправления и
пропуска поездов, о разрешении маневров на приемо-отправочных и
главных путях. Указания по производству маневров на других путях
станции старший дежурный стрелочного поста может получать от
маневрового диспетчера. В процессе маневров старший дежурный
стрелочного поста выполняет указания руководителя маневров.
1.11. Дежурные стрелочных постов при исполнении служебных
обязанностей подчиняются старшему дежурному стрелочного поста. В
случае отсутствия в штатном расписании станции старшего дежурного
стрелочного поста, дежурный стрелочного поста подчиняется
дежурному по станции.
1.12. При исполнении служебных обязанностей старшие дежурные и
дежурные стрелочных постов должны соблюдать требования Правил
технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации,
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской
Федерации, Инструкции по движению и маневровой работе на железных
дорогах Российской Федерации (далее - ИДП), других нормативных
актов МПС России, устанавливающих порядок их работы.
1.13. В процессе дежурства старший дежурный и дежурный
стрелочного поста обязаны:
стрелки, закрепленные за постом в ТРА, держать в нормальном
положении, указанном в выписке из ТРА, и переводить их только по
приказу дежурного по станции при приготовлении маршрутов приема и
отправления поездов, при маневровой работе, при занятии путей
подвижным составом, а также по согласованию с дежурным по станции
при необходимости их очистки, проверки и смазки;
обеспечивать контроль технического состояния, очистку, смазку,
закрепление и замену отдельных болтов стрелочных переводов;
быстро и четко выполнять все необходимые операции, связанные с
приемом, управлением поездов и производством маневров. О всех
замеченных нарушениях дежурный стрелочного поста должен немедленно
сообщать старшему дежурному стрелочного поста, а старший дежурный
стрелочного поста - дежурному по станции. В случае отсутствия в
штатном расписании станции старшего дежурного стрелочного поста,
дежурный стрелочного поста о замеченных нарушениях сообщает
дежурному по станции. Когда эти нарушения угрожают безопасности
движения или жизни людей, старший дежурный и дежурный стрелочного
поста должны принимать меры к остановке поезда или маневрового
состава.
1.14. При неисправности стрелочного перевода старший дежурный и
дежурный стрелочного поста обязаны немедленно поставить об этом в
известность дежурного по станции. В случае, когда неисправность
стрелочного перевода угрожает безопасности движения, старший
дежурный и дежурный стрелочного поста обязаны прекратить движение
подвижного состава по стрелочному переводу, установить на месте
препятствия переносной красный сигнал и доложить об этом дежурному
по станции.
1.15. При сильном ветре старший дежурный и дежурный стрелочного
поста обязаны, не ожидая указания дежурного по станции,
дополнительно проверить в районе поста надежность закрепления
подвижного состава от ухода.
1.16. Старшему дежурному и дежурному стрелочного поста
запрещается:
оставлять неосвещенными в ночное время, а также при плохой
видимости днем, стрелочные указатели, которые согласно требованиям
ТРА должны освещаться;
выводить стрелки из нормального положения без приказа дежурного
по станции;
держать незапертыми стрелки, которые согласно требованиям ТРА
должны быть заперты;
отлучаться с поста без разрешения дежурного по станции;
допускать посторонних лиц к стрелкам и устройствам СЦБ в
помещении поста.
2. Прием дежурства старшим дежурным и дежурным
стрелочного поста
2.1. Порядок учета явки старшего дежурного и дежурного
стрелочного поста на дежурство устанавливает начальник станции в
соответствии с конкретными условиями их работы.
2.2. При приеме дежурства старший дежурный и дежурный
стрелочного поста обязаны:
убедиться в том, что поезда и вагоны, стоящие на станционных
путях, не выходят за предельные столбики, сцеплены между собой,
надежно закреплены от ухода;
осмотреть все стрелочные переводы, входящие в его пост, и
убедиться в их исправности;
при осмотре стрелочных переводов обращать особое внимание на
плотность прилегания остряков к рамным рельсам, на крепление
болтов у стрелочных тяг, серьги к остряку, болтов в корневом
креплении остряков, на исправность замков, закладок, шарнирно-
коленчатых замыкателей;
проверить, все ли стрелки очищены, а трущиеся части смазаны;
проверить согласно описи в присутствии сдающего дежурство
дежурного стрелочного поста инвентарь, сигнальные принадлежности и
инструмент, а на стрелочных постах, где имеются устройств СЦБ,
кроме того, проверить наличие и исправность пломб на аппаратах;
получить от старшего дежурного или дежурного стрелочного поста,
сдающего дежурство, информацию о распоряжениях дежурного по
станции, касающихся приема, отправления поездов и маневровой
работы.
2.3. Старший дежурный стрелочного поста, получив доклады от
дежурных стрелочных постов о приеме дежурства, а также о
неисправностях, обнаруженных при осмотре, докладывает об этом
дежурному по станции. В случае отсутствия в штатном расписании
станции старшего дежурного стрелочного поста доклад о приеме поста
и выявленных неисправностях передается дежурному по станции
дежурным стрелочного поста.
2.4. Если старшему дежурному или дежурному стрелочного поста,
сдающему дежурство, было передано распоряжение о приготовлении
маршрута приема или отправления поезда, и он уже доложил дежурному
по станции о его выполнении, то ему запрещается передавать
дежурство до тех пор, пока поезд, для которого приготовлен
маршрут, не прибудет на станцию или не отправится со станции, или
пока вступающий на дежурство старший дежурный или дежурный
стрелочного поста сам не убедится в правильности приготовленного
маршрута и не доложит о готовности дежурному по станции.
3. Содержание и обслуживание стрелочного перевода старшим
дежурным и дежурным стрелочного поста
3.1. Для обеспечения бесперебойной работы стрелочных переводов
старший дежурный и дежурный стрелочного поста должны:
содержать стрелки, входящие в стрелочный пост, в чистоте,
закреплять ослабшие болты, добивать костыли, своевременно удалять
со стрелочного перевода снег, лед, грязь, песок и мусор.
Контролировать техническое состояние стрелочных переводов, о
неисправностях, которые не могут быть устранены ими лично,
сообщить дежурному по станции;
тщательно смазывать все трущиеся части и, особенно, стрелочные
подушки под остряками;
перед смазыванием обязательно удалять загрязненную смазку;
не допускать у стрелочных переводов скопления воды;
своевременно освещать и содержать в исправном состоянии и
чистоте стрелочные указатели и указатели путевого заграждения;
содержать в исправном состоянии и в установленном количестве
(согласно описи) инструменты и материалы, необходимые для
обслуживания и содержания стрелочных переводов.
3.2. При необходимости ремонта стрелочного перевода старший
дежурный или дежурный стрелочного поста допускает к производству
ремонта работников дистанции пути или сигнализации и связи только
после получения разрешения дежурного по станции. По окончании
ремонта старший дежурный или дежурный стрелочного поста обязан
убедиться в том, что состояние стрелочного перевода обеспечивает
безопасное движение, и доложить об этом дежурному по станции.
4. Обязанности старшего дежурного и дежурного стрелочного
поста при приеме, отправлении и пропуске поездов
4.1. При приготовлении маршрутов приема, отправления и пропуска
поездов старший дежурный и дежурный стрелочного поста должны
соблюдать требования ИДП.
4.2. При получении приказа дежурного по станции о приготовлении
маршрута приема, отправления или пропуска поезда старший дежурный
и дежурный стрелочного поста обязаны:
старший дежурный, а в случае отсутствия в штатном расписании
станции старшего дежурного - дежурный стрелочного поста,
внимательно выслушать распоряжение дежурного по станции повторить
его и получить подтверждение на его выполнение;
старший дежурный стрелочного поста должен немедленно передать
полученный приказ для исполнения дежурным стрелочных постов своего
района и убедиться, что распоряжение понято правильно. К
выполнению распоряжения о приготовлении маршрута старший дежурный
и дежурный стрелочного поста обязаны приступать немедленно по его
получении. Если в районе стрелочного поста, участвующего в
приготовлении маршрута приема, отправления или пропуска поезда
производится маневровая работа, при которой нельзя исключить
возможность выхода подвижного состава на маршрут следования поезда
путем установки стрелок в охранное положение, то она должна быть
немедленно прекращена. Об этом руководителю маневров и машинисту
локомотива, производящего маневры, должно быть передано
распоряжение дежурного:
по станции через старшего дежурного или дежурного стрелочного
поста лично или в другом порядке, согласно ТРА. О фактическом
прекращении маневров в районе своего поста старший дежурный и
дежурный стрелочного поста обязаны доложить дежурному по станции.
Старший дежурный и дежурный стрелочного поста, расположенного в
одном конце пути парка станции, если на этом пути с другого конца
производятся маневры, должны установить стрелки в положение,
исключающее возможность выхода маневрирующего состава на путь
приема и запереть их.
4.3. При приготовлении маршрута дежурный стрелочного поста
обязан проверить в установленном в ТРА порядке свободность пути
приема, установить стрелки в требуемое положение, проверить
плотность прилегания остряков к рамным рельсам у каждой стрелки,
входящей в маршрут, и запереть их на замки. Старший дежурный
стрелочного поста обязан проверить правильность приготовления
маршрута дежурными стрелочных постов своего района, убедиться, что
свободность пути проверена, получить ключи от запертых стрелок,
при наличии контрольных устройств вставить их в соответствующие
гнезда исполнительного аппарата или контрольного устройства и
после этого доложить дежурному по станции о готовности заданного
маршрута и свободности пути. В тех случаях, когда в штатном
расписании станции не предусмотрена должность старшего дежурного
стрелочного поста, все обязанности по приготовлению и проверке
маршрута и докладу дежурному по станции возлагаются на дежурного
стрелочного поста.
4.4. До прибытия, отправления или пропуска поезда старший
дежурный и дежурный стрелочного поста обязаны охранять
приготовленный маршрут, внимательно следить за наличием проходов
по смежным путям, не допуская возобновления маневровых
передвижений по ним.
4.5. При подходе поезда к станции старший дежурный или дежурный
входного стрелочного поста (согласно требованиям ТРА) должны
подавать оповестительный сигнал духовым рожком: при приближении
нечетного поезда - одним, а четного - двумя длинными звуковыми
сигналами. При отправлении поезда со станции старший дежурный или
дежурный выходного стрелочного поста, услышав сигнал отправления,
должен подать один длинный звуковой сигнал.
4.6. Старший дежурный и дежурный стрелочного поста должны
встречать поезда в местах, указанных в ТРА, с установленными
сигналами:
в случае пропуска поезда по главному пути без остановки на
станции в светлое время суток - со свернутым желтым флагом, в
темное - с прозрачно-белым огнем ручного фонаря;
в случае приема поезда на боковой путь или при приеме поезда с
остановкой на станции в светлое время суток - с развернутым желтым
флагом, в темное - с желтым огнем ручного фонаря. Поезда,
отправляющиеся со станции, старший дежурный и дежурный стрелочного
поста во всех случаях провожают: в светлое время суток - со
свернутым желтым флагом, в темное - с прозрачно-белым огнем
ручного фонаря.
4.7. При проходе прибывающего или отправляемого поезда старший
дежурный и дежурный стрелочного поста обязаны обращать внимание на
состояние подвижного состава, правильность положения груза на
открытом подвижном составе, наличие предусмотренных сигналов и
других обстоятельств, представляющих потенциальную угрозу для
безопасности движения; о замеченных недостатках немедленно
сообщать дежурному по станции, а в случаях, угрожающих
безопасности движения или жизни людей, принимать меры к остановке
поезда.
4.8. Старший дежурный и(или) дежурный стрелочного поста, в
который входит стрелка, ограничивающая путь приема, обязаны по
наличию хвостового сигнала убедиться, что поезд прибыл в полном
составе, проверить его установку в границах полезной длины пути
(предельных столбиков) и доложить об этом дежурному по станции.
Если поезд следовал с толкачом, одновременно доложить и о прибытии
толкача. В случае, если хвост прибывшего поезда останется за
предельным столбиком, старший дежурный и дежурный стрелочного
поста обязаны немедленно доложить об этом дежурному по станции,
который принимает меры к установке поезда в границах пути приема.
4.9. Старший дежурный и(или) дежурный стрелочного поста, в
который входит последняя выходная стрелка маршрута отправления,
проводив поезд и убедившись в наличии на хвостовом вагоне
установленных сигналов, докладывают дежурному по станции об
отправлении поезда в полном составе.
4.10. После прибытия или отправления поезда старший дежурный и
дежурный стрелочного поста, не ожидая особого распоряжения, должны
поставить стрелки, входившие в маршрут отправления, прибытия и
пропуска поезда, в нормальное положение в соответствии с ТРА, а в
случае занятости путей - по направлению свободного пути.
4.11. Если старшему дежурному или дежурному стрелочного поста
будет поручено вручить машинисту прибывающего поезда разрешение о
следовании на станцию при запрещающем показании входного
(маршрутного) светофора, то он обязан встречать поезд у входного
(маршрутного) светофора, а по неправильному пути - у сигнального
знака "Граница станции", показывая в сторону прибывающего поезда:
днем развернутый красный флаг, а ночью - красный огонь ручного
сигнального фонаря. После остановки поезда письменное разрешение
вручается машинисту.
5. Обязанности старшего дежурного и дежурного стрелочного
поста при производстве маневров
5.1. При производстве маневров старший дежурный и дежурный
стрелочного поста обязаны:
внимательно следить за передвижением маневрового состава,
передаваемыми указаниями и сигналами, своевременно выполнять
требования этих указаний и сигналов. Задание старшему дежурному и
дежурному стрелочного поста о приготовлении маневрового маршрута
или установке стрелки на тот или иной путь руководитель маневров
может передавать лично, по радиосвязи, двусторонней парковой
связи, свистками локомотива, сигнальными ручными свистками или
другими средствами, в зависимости от технического оснащения
станции в порядке, установленном в ТРА; четко и своевременно
передавать машинисту и руководителю маневров необходимые сигналы и
сообщения;
перед подачей сигнала или передачей сообщения о передвижении
маневрового состава проверять правильность положения стрелок в
маневровом маршруте;
после перевода стрелки запереть ее на закладку (кроме стрелок,
расположенных на сортировочных путях, на путях, где маневровая
работа постоянно осуществляется толчками, а также оборудованных
шарнирно-коленчатыми замыкателями) и убедиться в плотности
прилегания остряка к рамному рельсу;
следить за тем, чтобы вагоны, оставляемые на станционных путях,
были надежно закреплены от ухода тормозными башмаками. Порядок
закрепления вагонов и составов в зависимости от местных условий
указывается в ТРА;
не пропускать подвижной состав по взрезанной стрелке до ее
осмотра и ремонта работниками службы пути и получения от дежурного
по станции сообщения об открытии движения по этой стрелке;
не допускать без разрешения дежурного по станции занятия приемо-
отправочных путей, выезда маневрового локомотива или состава на
главные и приемо-отправочные пути или пересечения их, а также
переезда маневрового состава из одного маневрового района в
другой.
6. Сдача дежурства старшим дежурным и дежурным
стрелочного поста
6.1. Перед сдачей дежурства старший дежурный и дежурный
стрелочного поста должны проверить исправность и чистоту стрелок,
убедиться в наличии и исправности сигнальных принадлежностей,
инвентаря и инструмента, а также проверить наличие пломб на
аппаратах СЦБ и курбелях.
6.2. При сдаче дежурства старший дежурный и дежурный
стрелочного поста должны информировать вступающего на дежурство
старшего дежурного или дежурного стрелочного поста о состоянии
стрелочных переводов, о расположении в районе поста подвижного
состава и его закреплении, о полученных от дежурного по станции
указаниях и вопросах, касающихся работы стрелочного поста.