Петербургский государственный университет путей сообщения
«Кафедра «Философия»
Контрольная работа №1
Философская категория материи
Выполнил:
УПП II курс
20 г
План:
1. Вступление.
2. Определение материи.
3. Категория "материя” в древнегреческой философии.
4. Формирование категории "материя” в Средневековье.
5. Обоснование и распространение понятия материи в Новое время.
6. Категория материи в XIX-XX веках.
7. Вывод.
В с т у п л е н и е.
Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.
Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.
Материалистическая философия всегда опиралась на достижения науки, а ее собственный уровень развития обусловливался уровнем развития науки в целом. Само понятие материи не оставалось неизменным на различных этапах развития материализма, оно всегда развивалось и совершенствовалось с каждым этапом все глубже и точнее отражая объективную действительность. История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом соответствии с тем, как согласовывается в этих учениях представление о единстве мира с многообразием его проявлений, как понимается представителями той или иной формы философии взаимосвязь или соотношение общего и отдельного.
Вообще, если предметом изучения является та или иная категория, то нужно проследить историю ее развития. Нужно показать, как эта категория возникла, как она развивалась, как она наполнялась современным содержанием. Изучение категорий в их исторической связи, в их становлении и развитии дает возможность лучше понять их современное содержание и помогает наиболее правильному их использованию в практике мышления. Изучение истории понятия "материя” исключительно важно еще и потому, что оно выступает как бы определенной моделью, позволяющей показать некоторые проблемы историографии понятий.
В соответствии с уровнем развития способа производства, практики и науки в становлении материалистического понятия материи можно указать на три главных этапа: наивно-материалистический — материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их "начала” или "элементы”; механический — материя это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т. п.); диалектико-материалистический — материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.
Определение материи
Материя — объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.
Материя — (лат. materia — вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.
Категория "материя” в древнегреческой философии.
Философы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первыми кирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.
Древнегреческие материалисты не располагали общим понятием, тождественным категории материи. Философская терминология, употребляемая нами сегодня,— продукт длительного развития, она создавалась в процессе формулирования и решения философских проблем. При этом, как правило, развитие шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного нефилософского мышления, к понятиям более абстрактным и общим. Древнегреческие философы в немалой степени содействовали созданию материалистической категории материи.
Положение Фалеса о том, что первоосновой всего является вода, представляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Наивность этой мысли Фалеса очевидна, однако его формулировка вопроса была такова, что ответ на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи. Понятие Анаксимандра "апейрон”, наоборот, является уже более абстрактным. Анаксимен вместо неопределенной материи Анаксимандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, положив в основу всего сущего воздух. Таким образом, во взгляде Анаксимена в скрытой форме содержится идея основы, которая при разных обстоятельствах может иметь разные конкретные формы. Этим сделан первый шаг к чисто количественному пониманию различия всех вещей и вместе с тем отчетливо выдвинута идея единства материи.
Взгляды представителей мелетской школы развивались и видоизменялись в разных направлениях. Их синтезировал Эмпедокл в своем учении о четырех "корнях”. Хотя это учение было отходом от идеи единой основы всего сущего, тем не менее оно явилось прогрессом постольку, поскольку объясняло возникновение расчлененных явлений посредством сочетания четырех "корней”. Таким образом, у Эмпедокла впервые обнаруживается попытка понять различие явлений как различие их построения.
Возникновение атомистической философии Левкиппа и Демокрита — большой шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все явления природы, земные и небесные тела и их свойства — результат сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невидимых и неделимых, находящихся в извечном движении "первочастичек” материи — атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впечатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и положения действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу материализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомистов заслуживают внимания и в силу их высокой понятийной абстрактности, и возрождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новейшего понятия "материя”.
Эпикур и Лукреций, продолжая учение Левкиппа и Демокрита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе материально, как материальны и все свойства неживых и живых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселенной.
Однако видна не только сила, но и слабость древнегреческого материализма. Во-первых, он подменял представление о мире в целом представлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот материализм, по существу, растворял идеальное в материальном, элементы сознания — в элементах бытия. Получалось так, что реально существующая проблема соотношения материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощенной общим учением о бытии. Раз все существующее сводится только к воде, или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места.
Спекулируя на слабостях материализма, в Древней Греции стали возникать различные идеалистические школы. Крупнейшим представителем этой реакции на материализм был Платон, утверждавший, что идеи действительно существуют и принципиально отличаются от вещей. Он доказывал, что нельзя сводить все существующее только к материальным вещам, как это делали древнегреческие материалисты. Так возникло серьезное препятствие на пути к образованию единого, всеохватывающего понятия "материя”. К чести для древнегреческой философии следует заметить, что уже Аристотель дал серьезный отпор идеализму. В частности, он сделал крупный шаг вперед в деле опровержения видимого деления мира на мир вещей и мир идей. В чем состоял этот шаг? Аристотель поставил вопрос об идеях в рамки теории познания. Он доказывал и подчеркивал, что идеи — это образы действительности, бытия. В бытии не существует никаких идей, бытие нельзя делить на две части. Что же существует в бытии? Какие основания имеет бытие для порождения идей? Отвечая на этот вопрос Аристотель выделил в бытии две его стороны: материю и форму. Материя — это то, что всегда сохраняется, что остается в вещах объективным, исходным строительным материалом. Форма — это то, что в вещах изменяется и что может быть перенято человеческой душой.
Как мы видим, в античности был создан ряд чрезвычайно общих онтологических понятий, однако древним грекам были известны категории, совпадающие по содержанию с более поздним понятием "материя”.
Новое понятие материи, которое является основным понятием материалистической философии, имеет довольно сложное происхождение. Генетически оно связано с греческим понятием hэle (хюле), которое, преобразуясь в ходе исторического развития через латинский аналог "materia”, дало название новейшей категории материи и материализма как философского направления и как мировоззрения.
Однако древнегреческое понятие "хюле” также не было точным эквивалентом новому понятию материи как категории. Это было понятие довольно сложное.
Так как методологические принципы нашего исследования требуют последовательно отличать аристотелевское понятие "хюле” от категории материи, как она сформулирована философами нового времени, то есть смысл сохранить термин "хюле”, ибо если перевести "хюле” словом "материя”, то стерлись бы различия между понятиями, которые необходимо именно различать.
Понятие "хюле” приобрело философское содержание лишь у Аристотеля. Древнегреческим мыслителям, в особенности Платону и Аристотелю, приходилось создавать философские термины, а так как они обладали лишь небольшим запасом абстрактных понятий и выражений и, в отличие от, нас не имели в своем распоряжении мертвых языков для создания научной терминологии, то брали понятия и термины из повседневного языка и превращали их в абстракты. Слово hэle первоначально означало "лес”, точнее "дерево” —то есть то, что является топливом и строительным материалом; в переносном смысле это слово может обозначать и камень, и металл для обработки. Очевидно, это побудило Аристотеля преобразовать понятие hэle в одно из основных понятий своей философии.
В трудах Аристотеля "хюле” — это спекулятивное понятие, которое в значительной степени отличается от категории материи в философии нового времени. Понятие "хюле” у Аристотеля тесно связано с другим спекулятивным понятием — с понятием формы — "eэdos” или "morphe”. Понятийная пара "хюле” и "морфе” выполняет у Аристотеля несколько функций. Она является попыткой объяснить существование классов явлений и вообще качественную расчлененность мира. Поэтому она внутренне связана со взглядами Аристотеля на понятие сущности и со всем логизирующим характером его философии.
Форма у Аристотеля — это некоторый изменяющийся принцип, который делает отдельное ("субстанцию”) тем, чем она именно является. Изменения формы вызывают изменения самой вещи. Общей основой всех изменений, перемещения, увеличения и других преобразований, включая возникновение и исчезновение, является "хюле”.
Что касается материи, то Аристотель различает, во-первых, "хюле” вообще, во-вторых, первичное "хюле”. Понятие "хюле” вообще до определенной степени соответствует тому, что мы называем на современном повседневном языке "материя”. Это некоторая "субстанция”, имеющая как "хюле”, так и форму и содержащая в себе возможность превращения в нечто другое. Так, например, камни, кирпичи и балки являются "хюле” по отношению к дому, который создается из них.
Для истории философии гораздо большее значение имеет понятие, которое в новейшей терминологии мы назвали бы "чистой материей”, или "абсолютной материей”, и которое Аристотель иногда называет просто "хюле”, но чаще "первичной хюле” (prote hэle; у схоластиков — prima materia). "Первичная материя” — это весьма абстрактное понятие, поскольку у Аристотеля все определения относились лишь к форме. Первичная "хюле” является носителем "формы” и постоянно действующей основой изменений. Это лишь потенциальная реальность; действительной, актуальной реальностью она становится лишь после соединения с формой.
Так как аморфная первичная "хюле” лишена какого-либо определения, то ей нельзя приписывать никакой дифференцированности. "Это единственная "materia”, например, материя цвета, холода, а также тепла, которая остается в теле и увеличивается или уменьшается”. Следующее положение показывает, что спекуляции Аристотеля опирались на чрезвычайно ограниченный эмпирический опыт. Ообъяснения Аристотеля и вообще его концепция недифференцированного основного вещества примечательны тем, что в средневековой алхимии они служили теоретической базой попыток "трансмутации” металлов и производства золота из менее драгоценных металлов.
"Хюле” в смысле "первичной материи” является субъектом всех изменений, принципом, началом всех вещей. Аристотель, однако, никогда не приписывает ей самостоятельной реальности — материя существует реально всегда лишь в соединении с "формой”.
Понятие "хюле”, или же "первичной материи”, переняли от Аристотеля и некоторые другие античные школы. Как и многие другие понятия и взгляды Аристотеля, это понятие перешло в средневековую христианскую философию, став постоянным предметом многочисленных рассуждений и причиной многих затруднений. Прежде всего в средние века происходит конфликт между догмой о сотворении мира и аристотелевской идеей "хюле”-материи. Полемика "отцов церкви” сохранила нам сведения о "еретиках”, провозглашающих, что материя существовала всегда, до сотворения мира.
Взгляды самих "отцов церкви” в некоторых пунктах отличаются от взглядов Аристотеля. На закате античного мира, в период экономического, политического и культурного упадка не было ни условий, ни стремлений понять сложную рациональную систему Аристотеля. "Отцы церкви” не могли понять абстрактное и спекулятивное понятие "первичной материи”.
Аристотелевская "Метафизика”, "Физика” и другие произведения, в которых речь идет о "первичной хюле”, были снова открыты и переведены на латинский язык в первой половине XIII века. Объективно идеалистические и телеологические черты мышления Аристотеля и его теория дедуктивной логики постепенно вели к тому, что церковные философы начали использовать мыслительное наследие Аристотеля для преобразования его в своих целях. Это в полной мере относится и к аристотелевской парной категории "материя” и "форма”. Во многих рассуждениях схоластиков эти понятия выражают средневековый дуализм в понимании мира. У Аристотеля не было такого дуализма. В отличие от него схоластики признают существование чистых форм без "материи”; по их мнению, это разные "духи” (прежде всего бог, потом ангелы и бессмертные человеческие души).
Диалектика "материи" и "формы” в схоластической интерпретации приобрела черты пустой спекуляции. Развитие мышления в этой проблематике зашло в тупик.
Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии ввел в употребление категорию "материя” в ее абстрактно-логической форме. Аристотель во многом оказался ниже Демокрита, но в плане выработки категории "материя” он пошел дальше него. Аристотель уже не сводит свое представление об объективной реальности ни к воде, ни к огню, ни к атомам, ни к какому-либо конкретному виду вещества; он говорит о материи вообще. Отныне философы начинают говорить о материи вообще, не связывая это понятие с каким-то определенным видом материи.
Аристотель выработал всеобщее понятие для обозначения единства окружающего мира, ввел в употребление категорию "материя”. Но этим проблема категории "материя” еще не была исчерпана. Мало создать ее, надо еще и объяснить эту категорию. Аристотель столкнулся лицом к лицу с проблемой происхождения общего. Надо было еще показать, как общее отражается в сознании, как образуется общее понятие материи. Аристотель не смог дать последовательного ответа на эти вопросы. Он запутался в проблеме общего и единого. Аристотель был твердо уверен, что посредством чувственного восприятия нельзя знать общее. Как же в таком случае возможно понять образование категории "материя", если материя — это общее, то, что не дано нам в ощущениях и восприятиях? Выходит, что материя "сама по себе непознаваема”, познаваемы лишь отдельные единичные вещи. Выбраться из этого противоречия общего и отдельного, понятия и чувственно воспринимаемого Аристотель не сумел.
Аристотелем в основном заканчивается первый период истории философии и вместе с ним завершается и первый этап в развитии категории "материя”. Она была сформулирована, но тут же встала задача ее объяснить.